Замок последнего рыцаря: история и величие

Внутреннее убранство дворца. Залы

Внутренняя отделка Михайловского замка может поистине считаться образцом вкуса. Необжитое пространство Павел постарался обставить с максимальной роскошью. К сожалению, невозможно восстановить оригинальные дворцовые интерьеры, но части помещений удалось вернуть, приближенный к первоначальному образ.

Главное богатство дворца – произведения искусства, были частично размещены в других резиденциях, частично утрачены.

На сегодняшний день максимально приближены к оригиналу следующие залы:

  • Галерея Рафаэля
  • Овальный
  • Тронный
  • Церковный

Богатая лепнина, барельефы, фрески были выполнены по эскизам известных мастеров. Мрамор и ценные породы дерева использовались при оформлении внутреннего пространства. Каждая деталь была продумана и занимала достойное место.

Скульптурный фонд Русского музея перенес в здание замка коллекцию статуй из Летнего сада. Ими можно полюбоваться на первом этаже. Малая скульптура представлена в интерьерах залов бюстами семьи Романовых.

Официальное название организации: Инженерный — Михайловский замок — филиал Русского музея.

Возведение архитектурного исполина

Процесс строительства был запущен 26 февраля 1797 года в момент закладки первого камня в фундамент будущего сооружения. Император торопил со сроком сдачи объекта и работы велись «стахановскими» темпами.

На момент возведения архитектурного «монстра» были прекращены все значимые стройки по стране и лучшие специалисты перенаправлены на царский объект.

Баженов был не в состоянии выдерживать такую строительную гонку, и в дальнейшем руководил постройкой Винченцо Бренна — придворный архитектор императора.

Работы велись в буквальном смысле и день, и ночь при свете факелов, в любое время года и при любых погодных условиях. На строительной площадке одновременно находилось около 5 тысяч работников.

Для ускорения строительства стали перебрасывать с других строек готовые архитектурные компоненты. В ход пошли колонны и фризы из Царского Села, скульптуры из Академии художеств.

Даже с Исаакиевского собора сняли уже установленный фриз с библейской надписью. Это было немыслимым святотатством и есть легенда, что причиной гибели Павла I стал этот необдуманный приказ о снятии фриза со стен храма.

Строительство продолжалось, и по известному сценарию Таврический дворец остался без наборного паркета.

В спешке строительные работы велись с нарушением технологии и надлежащих нормативов. Фундамент, вырытый глубокой осенью, и зимняя кладка стен привели к неимоверной сырости и снижению уровня теплозащиты.

Однако император подгонял строительство и ценой невероятных усилий к ноябрю 1800 года удалось закончить возведение здания. В этом же месяце в день Архангела Михаила дворец был освящен, но отделка помещений продолжалась еще несколько месяцев.

В знаменательный день 1 февраля 1801 года император со всей семьей въехал в новую резиденцию.

Восшествие на престол

Возведение внука на трон в нарушение прав сына формально было возможным для Екатерины благодаря петровскому указу о престолонаследии, когда преемник мог определяться не старшинством рождения, а волей императора. Интересно, что придя к власти, законный наследник Павел отменит указа своего великого прадеда, который стал причиной многих бед в империи после его смерти.

В суть завещания Екатерины были посвящены несколько людей, в число которых входит и известный в нашей истории героический генерал-фельдмаршал Суворов. Можно предположить, что именно этот факт в биографии великого полководца и послужил потом причиной не только бурной августейшей неприязни к нему, но и даже основанием для незаслуженных унижений Суворова на пике его военных успехов.
Помимо простой информированности об таких планах Екатерины, граф Суворов был обязан официально наблюдать за исполнением данной воли своей императрицы по её смерти.

Самое удивительное, что если бы Екатерина Великая прожила еще минимум месяц, то Павел Петрович действительно никогда бы не стал российским самодержцем! Потому что огласить свое завещание о наследнике Екатерина Алексеевна планировала 7 декабря (Екатеринин день) либо 1 января. А, как мы знаем, уже 6 ноября у императрицы случается апоплексический удар, и она теряет речь. Всего месяц до роковой для Павла Петровича даты….

Впрочем, стареющая Екатерина и тут продумала страховку – на такой случай, когда она не сможет сама это сделать, огласить данное завещание должен был бы ее сподвижник – вице-канцлер Безбородко. Однако граф сей не нашёл силы духа на такой поступок. Хотя историки склонны думать, что Безбородко как мудрый человек понимал, что юный Александр ещё не сможет поднять такой «имперский груз».

Известно, что именно Безбородко принимает участие в «уничтожении» злополучной бумаги вместе с Павлом Петровичем. События разворачивались тогда стремительно: получив известие о кончине Екатерины, сын и вице-канцлер устремляются в кабинет императрицы, где принимаются за разбор документов. Там и обнаруживается пакет с черной лентой, на котором выведена надпись об обязательном вскрытии его в Императорском совете после смерти Екатерины. Держа роковое письмо в руках, Павел тяжелым взглядом упирается в Безбородко, который молча кивает на пылающий в кабинете камин…

Однако в отечественной истории имеется еще одна версия судьбы завещания Екатерины Великой. По ней Павел Петрович, не читая, сохраняет письмо матери и, в свою очередь, завещает открыть и уничтожить его тому из Романовых, кто будет править России ровно через 100 лет после смерти самого Павла. Судьба выбрала на эту роль последнего российского императора — Николая Второго, который в 1901 году прочел завещание и остался потрясенным долей своего прадеда.

Павловский дворец и его первые хозяева

По велению Павла I архитектор Камерон строил Павловский дворец совсем не похожим на великолепные парадные резиденции екатерининских времен, от которых веяло холодом. Он не хотел, чтобы бесконечные анфилады залов подавляли обитателей дворца масштабами и ослепительным блеском.

Дворец должен быть удобным и уютным жилищем, а мягкость и спокойные тона строгой отделки подчеркивают приветливость и изящность здания.

Хозяева любили свой дом и стремились украсить со вкусом по моде того времени. Путешествуя по Европе, супруги заказывали и покупали для дворца коллекции картин, скульптуры, мебель и книги. Они завезли собрание европейской графики и живописи, изделия из бронзы и мрамора, мебель и керамику, предметы интерьера.

В римских мастерских заказывали мраморные античные скульптуры и бюсты. В Италии и Франции, Германии и Нидерландах покупали полотна известных живописцев

Привлекали внимание Павла I и его жены русские художники, скульпторы и ювелиры

Сервизы Императорского фарфорового завода, изделия из декоративных камней Екатеринбургской гранильной фабрики, картины Ф. Рокотова, О. Кипренского и И. Прокофьева заняли почетное место в Павловском дворце.

Интерьеры дворца оформлены новыми материалами: бронзой и стеклом неодинаковых оттенков, вставками из мрамора и драгоценными самоцветами. Стены в помещениях покрашены по штукатурке и оклеены шёлковыми обоями.

Основное украшение залов – лепные карнизы и пилястры: вертикальный выступ стены украшают причудливые капители (венчающая часть пилястры).

Архитектура и интерьеры Михайловского замка

Резиденция Павла I относится к стилю романтического классицизма. Это единственное подобное здание Северной столицы с уникальным обликом. Оно имеет очень необычную для городской застройки форму квадрата со скруглёнными углами и восьмигранным внутренним двором. Ещё одна отличительная черта здания в том, что с каждой из четырёх сторон оно оформлено по-разному. Главный южный фасад Михайловского замка с барельефом на фронтоне, мраморными обелисками и золочёными вензелями — самый торжественный. Северный выполнен в «садовом» стиле с широкой лестницей и балконом, так как обращён к Летнему саду, западный — в «церковном»: с увенчанным крестом центральным выступом. А восточный фасад, который смотрит на Фонтанку, оформлен по образу особняков на другой стороне реки и увенчан куполом со шпилем для государственного флага.

Внутренние помещения в мраморе, бархате и лепнине богато украшены произведениями античного, европейского и русского искусства. Большинство картин и скульптур, использованных в оформлении интерьера Михайловского замка, входили в личную коллекцию Павла I. Благодаря масштабной реставрации некоторые парадные залы и сегодня предстают перед посетителями практически в первозданном облике. Это, например, Большой Тронный зал с бархатными стенами и бюстами античных правителей в качестве украшений. А также Воскресенский зал для балов и приёмов, декорированный жёлтым мрамором и историческими полотнами Г. И. Угрюмова и Дж.-А. Аткинсона.

Есть и помещения, сохранившиеся лишь частично. В первую очередь к ним относится знаменитая Галерея арабесок, которая создавалась по образу Лоджий Рафаэля в Ватикане. Её позолоченные стены с росписями были закрашены, когда в зале разместилась Чертёжный класс Главного Инженерного училища. Однако сохранились барельефы и резные двери галереи.

Архитектура

Замок отличался от дворцовых строений XVIII века. В облике здания отразилось своеобразие личности императора, который, по сути, являлся его главным творцом. Это была единственная резиденция русских царей, в виде замка, окруженного водой. Внешне дворцовый ансамбль походил на крепость средних веков.

Архитектор проекта

Воплотил идеи самодержца в законченный проект один из лучших практиков-строителей своего времени, архитектор Баженов. Он сумел создать здание с необычным обликом, используя контрастные, не принятые в XVIII веке приемы. Михайловский замок является единственным дворцом, выстроенным в стиле романтического классицизма в России.

Но приписать авторство одному единственному архитектору невозможно. Работа над созданием велась еще до его участия и фактически была закончена В. Бренно, руководившим строительством до его окончания.

Также в ходе работ привлекались архитекторы:

  • Д. Кваренги
  • Г. Пильников
  • Ч. Камерон
  • Е. Соколов
  • И. Гирш

Надпись над главным входом

Над Вознесенскими вратами размещена цитата, символизм которой стал явным только после трагической кончины владельца резиденции. Фриз изначально предназначался для Воскресенского храма в Смольном монастыре, но был передан Исаакиевскому собору. Павел не погнушался отдать приказ о снятии надписи со стены собора, и переносе в строящуюся резиденцию.

Двор

Здание было выстроено в форме квадрата, во внутреннем пространстве которого располагался один большой и два маленьких дворика.  Парадный двор имел форму неправильного восьмиугольника, небольшая территория треугольной формы была обращена к Марсову полю, а к реке Фонтанке примыкал двор неправильной пятиугольной формы.

Главная парадная часть была доступна лишь для членов семьи и почетных гостей. Восьмиугольную форму внутреннего двора связывают с принадлежностью император к Мальтийскому ордену. Архитектор Баженов, будучи членом масонской ложи, активно использовал масонскую символику во внешней отделке здания.

Памятник Петру I

Павел гордился своим знаменитым предком Петром Великим, и всячески старался это подчеркнуть. Перед главным входом в свою резиденцию он установил конную статую Петра, которая в свое время пришлась не по вкусу императрице Екатерине II.

На пьедестале статуи находятся барельефы со сценами сражений и лаконичное посвящение: «Прадеду – Правнук».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: